рисунок Не из обычных людей тот, которого манит дерево без цветов...
Кто такой социальный работник?
рисунок рисунок рисунок


uCoz
Записки соцработника


Друзья сайта
Записки соцработника


Главная » Статьи » Тренинги

Семейный блок

Семья - это болезненная тема для многих воспитанников сиротских учреждений; ведь у многих семьи не было, а у других был негативный опыт семёйных отношений. Учитывая жизненную ситуацию детей и их воспитание в условиях сиротского учреждения,. определенно можно сказать, что семья - очень важная тема, которая практически не затрагивается в ежедневной работе с детьми. Очень часто воспитательные разговоры о семьях детей заканчиваются обвинениями в адрес их семьи и родителей, подчеркиванием негативных качеств, предостережением пойти по "их дорожке".

Многие воспитанники слишком рано столкнулись с сексуальной активностью, не имея достаточных знаний. Это приводит к напряжению, страхам, сомнениям или к беспечности, непониманию особенной важности сексуальных отношений.

Данный блок работы нуждается в серьезной психологической подготовке ведущего, так как работа с семейной проблематикой должна быть аккуратной и при этом достаточно глубокой.

Задачи блока

1. Осознание и принятие своего семейного опыта.

2. Поло-ролевая идентификация, выстраивание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнера,

3. Семья, взаимоотношения в ней. Представление о своей будущей семье.

В соответствии с поставленными задачами, выделяются 3 этапа.

Осознание и принятие своего семейного опыта.

Цель, Осознание и принятие своего жизненного опыта необходимы для последующего построения своей собственной жизни. Осознание ребенком своей сегодняшней ситуации невозможно без отражения чувств по отношению к покинувшим его родителям. Отсюда вытекают проблемы утраты, потери, обиды, злости, поиска утраченной любви, чрезмерно подчеркнутой заботы о родителях, вины. Важно выразить все свои переживания, разобраться и принять свои крайне противоречивые, амбивалентные чувства по отношению к родителям, Работа с ними может идти в сторону изменения оценки, примирения, прощения, понимания, что изменить прошлое не в наших силах и нет смысла занимать обвиняющую позицию по отношению к родителям. Когда ситуация принята и человек перестает обвинять своих родителей, ненавидеть свое прошлое, то он принимает на себя ответственность за свою жизнь, появляются силы и возможность двигаться по жизни дальше,

Перед тем как проводить упражнения, ведущий беседует с участниками группы о прошлом. Дети представляют себя маленькими, вспоминают дом, где они жили, окружающих людей: детей и взрослых, Вы просите детей поделиться самыми ранними приятными воспоминаниями. Возможно, вы узнаете, кто из них жил в семье, а кто в детском доме. Кто-то ничего не знает о своих родителях, а к кому-то родители приходили. Кто-то, может быть, только слышал о них, например, знает, что отец в тюрьме, Возможно, кто-нибудь знает, что его родители умерли. Может быть, кто-то расскажет о других родственниках: бабушке, дедушке, братьях, сестрах, дяде, тете, а кто-нибудь поделится воспоминаниями о своей воспитательнице или детях из группы.

Упражнение "Счастливое событие"

Детям предлагается вспомнить какое-нибудь радостное событие, когда их окружали близкие им люди. Возможно, это родители, другие родственники, может быть, друзья или знакомые, воспитатели или что-то, что произошло на группе. Важно, чтобы каждый нашел что-то, что действительно ценит и может вспоминать с удовольствием.

Некоторые истории очень трогательны, например, одна девочка рассказала, чего, когда ей исполнилось четыре года, она напомнила маме вечером; "У меня сегодня день рождения".  Мама ответила: "Да, поздравляю тебя, вот тебе два апельсина". У девочки никогда до этого не было двух фруктов одновременно. Она до сих пор вспоминает об этом как об одном из самых радостных событий своей жизни.

Рисунок "Семейный портрет"

Инструкция: воспользуйтесь медитативной техникой.

"Закройте глаза и войдите в своё собственное пространство. Представьте, что вы спускаетесь по лестнице - лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете её и оказываетесь в комнате. Как выглядит эта комната - большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в ней находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, потому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, что вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в своё пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и все, что угодно, все, что придет вам на ум".

Обычно в группе находятся дети, которые свободно начинают говорить про своих родителей или о том, как они попали в детский дом. Иногда дети делятся своей мечтой жить в семье. Если кого-то из группы забирают домой на выходные и в каникулы, то у остальных детей часто возрастает агрессия на него. Особенно тогда, когда это делает воспитатель этой группы. Так же, если какого-то ребенка выбрали на усыновление, и он ждет, когда новые родители оформят все документы и заберут его домой, другие дети завидуют ему. При этом они начинают высказывать явное предпочтение этим детям: "О! Американка, я с ней дружу" - или демонстрируют полное отвержение или агрессию: "ты уже не наша, отойди". Часто это всплывает на занятии. Если кто-то завидует, можно говорить о том, что мы все не совершенны и иногда завидуем кому-то. Ни у кого не бывает идеальных мамы и папы, всегда что-то не устраивает, но прошлого не изменить, нет смысла обвинять родителей. Мы можем опереться на то, что у нас есть возможность создать в будущем свою семью, какую бы нам хотелось.

Рисунок "Генеалогическое древо".

Рисунок генеалогического древа - один из способов актуализации своего семейного опыта.

Откуда я родом? Каковы мои корни? Где можно брать поддержку? "Мама умерла, папа в.тюрьме", но, возможно, есть родственники: братья, сестры, а может быть другой человек много значит для меня, он считает меня самым замечательным. Есть ли кто-то близкий? Был ли кто-то, для кого ты много значил, может быть, это была нянечка? Если никого не было, можно просто нарисовать корни, все равно они есть у тебя, ты просто не знаешь о них или не помнишь, потому что был слишком маленький. Ты ствол, а от тебя уже пойдут ветки и когда-нибудь, в будущем, твои потомки нарисуют тебя в качестве корней.

При выполнении этого упражнения в одной из групп возникла дискуссия. Одна девочка сказала, что человек, если он реально не пережил несчастье, никогда не поймет другого человека, у которого это случилось. Если умерла.мама, то другой не поймет, если у него это не случилось, он не будет чувствовать переживания другого. Другие говорили, что если человек пережил это, то можете сказать: "Я пережил, и ничего страшного, и ты переживешь". Стало попятно, почему воспитанники держутся друг за друга, им кажется, что их могут понять только люди, пережившие подобное.

"Смерть - неотъемлемая часть жизни, придающая жизни смысл" (В. Сатир).

Упражнение "Старые фотографии"

У многих детей есть фотографии, которые были сделаны, когда они были младше, К сожалению, у них нет фотографий, где они были бы грудными детьми. На самых ранних фотографиях, которые есть у детей, им обычно уже около 4 лет. В большинстве случаев, это портретные изображения, но могут быть и снимки каких-то праздников или других событий. Перед занятием желательно собрать все имеющиеся фотографии.

Часть из них хранится у самих детей, часть - в альбомах группы у воспитателя или в общешкольных альбомах, если они сфотографированы во время школьных мероприятий. Фотографии могут быть также и в личном деле воспитанников.

Все дети садятся в круг за столы, рассматривают свои фотографии и рассказывают о том, что они помнят.

Возможно, они вспомнят, как они фотографировались, кто их наряжал и стоял рядом, что они чувствовали в тот момент. Возможно, вспомнят, как проходил праздник, с кем на фотографии они дружили. Может быть, они отметят, как изменилась их внешность, а может, вспомнят, с кем в этот период своей жизни они жили, кто был рядом с ними. Возможно, это подтолкнет их к более ранним воспоминаниям, которыми они поделятся.

Детям очень нравится разглядывать свои фотографии, и они всегда сожалеют, что их так мал., Они любят фотографироваться, и если ведущий делает фотографии на занятиях, oни обычно радуются, что не всегда бывает при видеозаписи. Некоторым детям видеозапись нравится, и они с удовольствием изображают сценки и  позируют перед камерой, а другие очень стесняются, прячутся за спины товарищей. Были группы, которые совсем отказывались от съемок.

Упражнение "Маленькая книжечка"

Для этого занятия ведущий приносит маленькие блокнотики или маленькие листики бумаги, степлер, тесемочки и т.п., чтобы можно было сделать буклет. Beдущий говорит: "В этих книжечках мы будем делать на занятиях заметки, что-то записывать". Обычно дети неохотно пишут на занятиях. Они волнуются, что сделают много ошибок, что напишут неровно, что они очень медленно пишут. Ведущий обязательно должен сказать, что неважно, как они напишут, важно, что они знают, о чем они пишут, что они это делают для себя. Детям предлагается написать свои заметки на темы: "Если бы я была моей мамой" для девочек и "Если бы я был моим папой" для мальчиков. В зависимости от желания детей они могут поделиться своими размышлениями. На последующих занятиях можно использовать другие темы, например "Получаю письмо от папы (от мамы.) Что в нем написано?"

Источник: Тренинг развития жизненных целей, Семейный блок.



Другие материалы по теме
Категория: Тренинги | Добавил: marso (03.05.2008)
Просмотров: 2782 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Peek  
0
А что Вы хотели? Можете написать здесь.

Имя *:
Email *:
Код *:
Made by Zebra © 2024 Хостинг от uCoz