Все зависит от возможностей тренера. Но оптимальным количеством участников в группе считается от 10 до 20 человек. Если тренинг ведут два тренера, то группа может быть больше. Но следует помнить, что создание атмосферы доверия в группе возможно только тогда, когда число участников не превышает 20 человек. Любой человек, будет чувствовать себя увереннее и спокойнее, когда его окружает небольшое число людей. Атмосфера малой группы способствуют более быстрому сближению участников и сплочению группы, предоставляется возможность каждому человеку высказать свое мнение, больше внимания уделить отработке практических навыков и закрепления информации. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, т. к. на индивидуальные задания тратиться очень много времени и внимание участников становится рассеянным. Что такое правила группы? Одной из особенностей тренинговых занятий являются групповые правила. Эти правила принимает группа в самом начале занятия. Правила необходимы для того, чтобы каждый участник: o мог открыто высказывать, выражать свои чувства и взгляды; o не боялся стать объектом насмешки и критики; o был уверен в том, что все личное, что обсуждается на тренинге, не выйдет за пределы группы; o получил информацию сам и не мешал получать ее другим; Существует следующие основные правила, которые помогают обеспечить атмосферу доверия: Конфиденциальность - это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой, не выносится за пределы тренингового круга, аудитории. Право говорящего - редко можно встретить человека, которому нравится, когда его перебивают во время беседы или разговора. Мир лишился многих гениальных идей из-за того, что люди перебивают друг друга. Чтобы этого не случилось на тренинге, необходимо ввести правило о том, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии. Правило поднятой руки - это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего и вторая - чтобы ведущему было проще управлять процессом работы во время обсуждения, дискуссии. "Осененный" гениальной мыслью участник поднимает руку и, когда появляется возможность ведущий предоставляет ему слово. Безоценочность, не давать оценок - это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки ("Ты дурак", "Это идиотская мысль", "Только такие как ты, могут так поступать"). В рамках тренинга очень важно не оценивать других людей, их мнение, внешность, а принимать их такими какие они есть. Ведь каждый человек имеет право на собственное мнение и инидивидуальность. Правило ведущего - это правило, прежде всего, помогает ведущему сделать тренинговую работу более эффективной. Я, как ведущий, имею право прерывать упражнения, дискуссии, деятельность группы, если это мешает групповому процессу. И также, я как ведущий, обязан следить за выполнением правило всеми участниками в группе. Пунктуальность - на первый взгляд очень простое правило, но в то же время очень важное правило. В группе участников не так уж много, и отсутствие или опоздание одного участника ощутимо скажется на процессе работы. Опоздавшие участники, заходя в аудиторию, даже очень тихо и бесшумно все равно отвлекают внимание ведущего и других обучающихся. Взаимная поддержка: каждый участник может рассчитывать на постоянную готовность товарищей выслушать его проблемы и при необходимости оказать помощь и поддержку. В ходе работы правила могу корректироваться, добавляться, но все изменения важно согласовывать со всеми участниками. Только в этом случае они будут выполняться всеми. Группа может предложить и свои правила, например, приходить только в чистой обуви, убирать за собой помещение, на перерывах проветривать помещение и т.д. Все зависит от ситуации и специфики группы, в которой проводится тренинг. Правила должны помогать проводить тренинг, а не мешать! По материалам: Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи. Методическое пособие по проведению обучающих семинаров-тренингов. Составители: Юлия Вторушина, Полина Баляева, Аркадий Гынгазов Редактор: Юлия Кондинская Методическое пособие выпущено в рамках проекта "Развитие взаимодействующих сетей по профилактике ВИЧ/СПИДа среди сельской молодежи и молодежи улиц" при поддержке Детского Фонда ООН UNICEF.Томский Областной Благотворительный Общественный Фонд "Сибирь-СПИД-Помощь".
Другие материалы по теме
|