Личко заключает, что воспитание в гармоничной семье, дополняется общественным воспитанием, остаётся лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Крайг приводит в пример исследования, посвященные успешной социализации детей, детство которых проходило в крайне тяжелых условиях (бедность, жизнь в трущобах, войны и т.д.). К сожалению, авторы, занимавшиеся изучением становления "жизнестойких детей", смешивают в одно совершенно различные в психологическом и "социализационном" плане факторы - трудное детство из-за материальных, бытовых лишений и отклонения в семьях из-за личностных особенностей близких людей - алкоголизм родителей, жестокость взрослых: унижения, побои. Ещё Янош Корчак, наблюдая поведение детей в летнем лагере для бедных, отметил, что эти Деи и их семьи делятся на две группы - нормально воспитанных детей и детей-беспризорников, агрессивных и жестоких. По сути, бедность не является фатально негативным фактором, важна нравственная атмосфера семьи, человеческий потенциал родителей или опекунов. Крайг отмечает, что наблюдения за сонями жизнестойких детей, подвергавшихся в детстве тяжелым жизненным испытаниям и добивающихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих качеств: 1. Они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Последние часто дают им такие характеристики: приветливы, умеют расположить к себе, стремятся учиться у старших. 2. Уверены в себе, трудности только подзадоривают их, непредвиденные ситуации их не смущают. 3. Часто эти Деи независимы. Они живут своим умом и хотя прислушиваются к советам взрослых, но не попадаю при этом под их влияние. 4. Они обычно устанавливаю несколько устойчивых, придающих им чувство защищенности контактов с другими людьми. Это могут быть отношения как со сверстниками, так и с учителем, тетей, соседом. 5. Наконец, эти Деи стремятся к достижениям. Они видят, что могу добиться многого и изменить те условия, которые их окружают. В этом подходе наблюдается упор на активность самого ребенка ("устанавливают", "уверены", "независимы"). Лишь в пункте 4 содержится намек на значительную роль заботящихся о них взрослых. Весьма вероятно, что жизнестойкие дети к тому же обладают природными данными, благоприятными при адаптации в любых условиях (например, сильным подвижным типом нервной системы, сангвинистическим или флегматическим типом темперамента, гипертимным типом акцентуации). В России примером жизнестойких детей является целое поколение послевоенных подростков и молодых людей, многие из которых осиротели и практически все жили в сложных экономических и жилищных условиях. Люди, прошедшие в детском подростковом возрасте через трудности склонны подчеркивать свои заслуги в успешной адаптации. Они говорят: "Все зависит от человека", имея в виду себя.
Однако налицо влияние макроусловий (патриотического настроя в обществе, определенных идеалов, цельности идеологии, пропагандируемой средствами массовой информации, организации жизни и учебы в вечерней школе, которая помогла успешной адаптации детей и вопреки сложным семейным условиям: сиротству и бедности). Эмми Вернер и её коллеги провели исследование, длившееся более 30 лет, в котором приняли участие жизнестойкие дети, жившие на гавайском острове Кауаи. Из 201 ребенка, отнесенного исследователями к группе риска из-за тех неблагоприятных условий, которые складывались у каждого из них дома, 72 с возрастом превратились в компетентных, отзывчивых людей, умеющих справляться с трудностями взрослой жизни. Среди факторов, способствовавших жизнестойкости этих детей, существенно выделялась поддержка со стороны семьи, учителей и других взрослых, бравших на себя функции родителей. Что особенно важно, в жизни этих детей был по крайней мере один человек, одаривавший их безусловной любовью. Наблюдения над детьми из неблагополучных семей в центре для несовершеннолетних показывают, что: во-первых, ребенку для успешного развития и чувства безопасности важно сознавать, что хотя бы один взрослый человек всегда предан ему (безусловная любовь хотя бы одного взрослого); во-вторых, для успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации в жизни этот взрослый (социализатор) должен сам быть успешно адаптированным. Например, любящая бабушка, впадающая в запои и находящаяся в конфликте с соседями и работодателем, не может быть агентом успешной социализации ребенка. То же можно сказать об отце, вышедшем из тюрьмы и "не вставшем на ноги", чья адаптация в обществе затруднена. в-третьих, для успешной социализации ребенка у него должно быть позитивное отношение к родителям. К сожалению, в современном российском обществе при воспитании детей все чаще эти условия отсутствуют: встречаются дети, у которых нет ни одного любящего взрослого: например, семья без отца, мать отвергла ребенка, старший брат десоциализирован; у ребенка есть родственник, который его любит и беспокоится о нем, но сам он социально дезадаптирован. В обоих случаях социализация ребенка проходит с искажениями: безнадзорность, временами отсутствие элементарного ухода и питания, перед его лицом неуспешная модель поведения - конфликты взрослых с соседями и между собой, нетрезвость родственников, отсутствие отца или отец с крайне дезадаптированными формами поведения.
Литература: Жизнестойкость детей// Андреева Т.В. Семейная психология Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - С. 206-207.
|