рисунок Не из обычных людей тот, которого манит дерево без цветов...
Кто такой социальный работник?
рисунок рисунок рисунок


uCoz
Записки соцработника


Друзья сайта
Записки соцработника


Главная » Статьи » Семья "группы риска"

Школа и семья

По мнению доктора педагогических наук, профессора Ставропольского государственного университета Гурова Валерия Николаевича , школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать все способности ученика. В ней, в сущности всегда царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, так как он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Понимание этого в настоящее время ещё более укрепилось.

В первую очередь это связано с тем, что школа постепенно становится все более открытой социально-педагогической средой.

Что означает понятие школы как открытого педагогического института?

Она должна быть открыта для различных убеждений учащихся, диалога, межличностного и межгруппового общения; открыта в физическом смысле целый день и для детей, и для взрослых.

В такой школе должны преобладать тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды - семьёй, предприятиями, культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И самое главное - в открытой школе деятельность переносится на личность ребенка: создаются все необходимые условия для его личностного развития.

В структуре открытой школы обязательно должны быть социальные педагоги, которые обеспечивают допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи, выполняют роль "третьего лица", посредника, связующего звена между личностью и обществом.

К 2005 году в нашей стране существовало свыше двадцати вариантов открытой школы. 

Школы открытого типа различных моделей стали активно развиваться с 1989 года, когда был создан временный научно-исследовательский коллектив "Школа-микрорайон" на базе лаборатории взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании учащихся по месту жительства, который возглавила доктор педагогических наук, профессор Валентина Георгиевна Бочарова.  Разрабатывались четыре модели школы: "Школа продленного дня с клубными формами деятельности в микрорайоне", "Школа с разновозрастными объединениями в микрорайоне", "Сельская школа - культурно - педагогический центр села", "Школа с социально-педагогическими службами".

В результате работы была выстроена структура открытой школы. Центральной её службой сала медико-психолого-педагогическо-семейная, включающая в себя социальных педагогов семейного типа, медицинского работника, психиатра, социального психолога. Основное в её деятельности - диагностирование социально-психологической ситуации в семье, в семейно-соседских общностях; изучение интересов и потребностей детей и взрослых в семье; организация работы специалистов, направляющих разностороннюю социально-педагогическую деятельность семьи.

Помимо этой службы в школе работают: служба культурного досуга и педагогической помощи (её образуют социальные педагоги-организаторы культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, специалисты художественного и технического творчества. Они организуют различные виды деятельности детей и взрослых в окружающем социуме); служба профессиональной ориентации и социальной адаптации (социальные педагоги занимаются сбором информации о наличии проблем профессиональной и социальной адаптации семьи; о наличии рабочих мест по определенным специальностям и спросе на них в районе или городе; о наличии учебных заведений в городе разного профиля); служба правовой и экономической защиты семьи и личности (социальный адвокат, социальный экономист, которые организуют социально-правовую и экономическую защиту личности, обеспечивает экономические права, помогаю в выработке навыков и умений в составлении бюджета и т.п.); служба развития детской и молодежной инициатив (социальный педагог, поддерживающий детские и молодежные инициативы и способствующий их развитию); служба психологического и физического здоровья (её образуют врач-психиатр, детский врач, обеспечивают формирование психологического и физического здоровья); служба профилактики правонарушений (её образуют социальные педагоги и психологи, которые обеспечивают формирование правового сознания); валеологическая служба (социальный педагог-валеолог, занимается формированием здорового образа жизни школьников) и др.

Руководство всеми социальными службами осуществляет заместитель директора школы по социально-педагогической работе.

Наличие целостной системы социальных служб позволяет им вместе с педагогическим коллективом объединенными усилиями решать более успешно проблемы социализации личности, оказывать психолого-педагогическую поддержку.

Открытая школа влияет на формирование новых взаимоотношений между ней и семьёй. Это проявляется, в частности, в обновлении работы и школы по педагогическому просвещению родителей.

Известно, что задача дать педагогический минимум родителям, была поставлена ещё Н.К. Крупской, однако, по сей день она не выполнена, и по-прежнему остаётся актуальной.

Связано это с тем, что повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания.

Рассмотрим на примере организацию и содержание учебно-познавательной, общественно-полезной и культурно-досуговой деятельности учащихся и родителей.

В средней школе № 31 г. Уфы активно внедрялись в учебный процесс уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-суды, пресс-конференции, деловые игры и др. К подготовке и проведению привлекались родители. Совместная с детьми подготовка мероприятий содействовала появлению общих интересов у детей и родителей, расширяла представление о программном материале, предоставляла возможность увидеть ребенка на уроке "в деле", обогащала общение.

Активно проводится совместная рудовая деятельность детей и взрослых в средней школе №10 г. Ставрополя. Здесь создано совместное трудовое объединение детей, родителей и жителей микрорайона. Его спонсором является малое предприятие "Радуга". продукты труда - шкатулки, панно из соломки, изделия из фанеры, подсвечники, платья, сарафаны, лёгкая одежда для взрослых и детей. Изделия идут на продажу или их передаю в городской Дом ребенка. Выручка от реализованной продукции зачисляется на спецсчет школы, откуда половина суммы идет на выплату заработной платы. 

Кроме того, активно проводится работа по возрождению национальных обычаев и традиций русского казачества, что входит в совместную деятельность детей и родителей.

Таким образом, эффективность социальной работы с семьёй возрастает при превращении школы в открытую социально-педагогическую систему. Связано это в первую очередь с тем, что "открытость" школы предполагает её взаимодействие с жизнью, всеми социальными институтами общества и, главное, с семьёй.

Между школой и семьёй меняются взаимоотношения, суть которых заключена в обновлении работы школы по педагогическому просвещению родителей, в более активном и действенном привлечении родителей к организации различных совместных с детьми видов деятельности (учебно-познавательной, культурно-досуговой, общественно - полезной), в усилении индивидуальных подходов работы с ними. 

В свою очередь, благодаря отмеченным изменениям во взаимоотношениях между школой и семьёй, эффективность влияния её увеличивается как на семью-систему, так и на каждого её члена.

Школа действительно становится наиболее эффективным социальным институтом общества, благодаря которому семья как субъект социализации личности ребенка выполнят эту функцию на более высоком уровне. 

Литература

В.Н. Гуров Социальная работа образовательных учреждений с семьёй.-М.: Педагогическое общество России, 2005.- 320с.

  Региональная модель социальной работы школы с семьёй// В.Н. Гуров Социальная работа образовательных учреждений с семьёй. -М.: Педагогическое общество России, 2005.С.78-106.



Другие материалы по теме
Категория: Семья "группы риска" | Добавил: marso (23.03.2008)
Просмотров: 2220 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Made by Zebra © 2024 Хостинг от uCoz